воскресенье, 16 мая 2021 г.

Трудовое воспитание в семье

Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей.


А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой, приучать ребенка работать им не хватает времени. Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям, взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому.

Если родители учат одному, а сами поступают по другому, то не стоит надеяться, что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком.

Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем.
Главное говорите ему слова "вместе" и "помогу". Важно приучить ребенка, чтобы поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей. Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить. Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду.

Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько минут.

Поэтому они сами застегивают ему одежду, сами убирают игрушки, а посуду не доверяют ребенку мыть только потому, что он может что-то уронить или испачкать свою одежду.

Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребенка трудиться. Даже если грязи после "уборки" ребенка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребенка и на первых этапах поддержать его . А когда он начнет самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов. Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребенка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Многие дети в таком возрасте отказываются выполнять самую простую работу: наводить порядок на столе, убирать постель или мыть за собой посуду.

Несмотря на плохое поведение ребенка, старайтесь не злиться на него и не угрожать: "Немедленно убери все в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!"

Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.

Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.

Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда - его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.

Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы малышка хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.

Считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, надо в то же время не допускать неисполнительности, следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца. Как? Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог малышу, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее. Он осознает свои обязанности по отношению к окружающим людям, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких.

Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.

Во многих современных семьях бытует тенденция недооценивать воспитательное значение физического труда. А ведь если он выполняется не механически, то обязательно требует не только мышечных усилий, но и осмысливания. В таком труде всегда есть место для собственной инициативы ребенка - поисков рациональных способов работы, проявления любознательности и смекалки.

На эту особенность физического труда указывала Н. К. Крупская. Она говорила, что надо по возможности приучать детей даже в самом простом деле работать не только руками, но и головой, подумать, сообразить, как сделать быстрее, лучше и притом с меньшей затратой сил.

Но, конечно, дошкольнику необходим и труд интеллектуальный. Это занятия с картинками, настольными дидактическими играми, рисование, лепка, развитие речи.

Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.

Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?
Для малыша важнейшее средство трудового воспитания - игра. Вынуть кубики из коробки, построить «поезд», «дом», «ворота», а потом разобрать кубики и снова уложить их в коробку, разобрать и собрать матрешку, башенку- это уже работа. К ней способен ребенок второго года жизни.

Дети двух-трех лет вполне в состоянии выполнить простейшие поручения - убрать свои игрушки, что-то поднять, принести - например, подать маме книгу, папе - очки, бабушке- домашние туфли.
Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.

Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приемы, давайте простые задания: натяни чулочек, поправь фартучек, подай кофточку, возьми платочек.
Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку - например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.

Очень важно уметь вовремя прийти ребенку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения.

В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому - пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.

Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.

На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель - поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.

Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.

Ко дню рождения мамы пусть вместе с папой смастерит какую-нибудь коробочку, подушечку для булавок, а к папиному дню рождения вместе с мамой - закладку для книг или еще что-нибудь. Из картона, фанеры, шишек он может с вашей помощью создавать простые игрушки.

Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для винегрета, нарезать их. Конечно же, перед этим надо помыть руки, надеть фартук.

На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.

Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какая-нибудь птица, зверек,- не только дать им корм, но и почистить клетку.

Следует научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Он должен уметь сам втянуть нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан, будет делать сам!

Будьте для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.

Безопасность ребёнка при перевозке в автомобиле

 Водитель никогда не должен нарушать Правила дорожного движения, а перевозя ребёнка должен быть ещё более внимательным и осторожным. Ведь ребёнок, который садится в машину, даже не задумывается о том, что с ним может что – то случиться, ведь его везут родители!


И получается, что взрослые сами не обеспечивают безопасность перевозок детей. Применение ремней безопасности водителем и пассажирами, использование детских удерживающих устройств должно являться необходимым условием при эксплуатации транспортных средств. Почему? Первое: этого требуют Правила дорожного движения! Второе: это обеспечение безопасности и водителя, и лиц, за жизнь которых он отвечает, перевозя их на машине! На местах трагедий сотрудники Госавтоинспекции убеждаются в необходимости исполнения этих требований.

Уважаемые родители, не надо, забирая своих детей из детского сада, усаживать их на передние сидения своего авто, ведь на дороге может случиться всякое, и ребёнок, может получить серьёзные телесные повреждения!

И даже, если со слов большинства родителей ребёнок отказывается передвигаться на автомобиле сзади, на заднем пассажирском сидении, стоит грамотно разъяснить ему причины, по которым ему ещё рано передвигаться на переднем сидении автомобиля, тем самым на раннем этапе становления личности ребёнка, прививать ему навыки безопасного передвижения в автомобиле.

Вспомните, что в большинстве автомобилей иностранного производства, существуют ещё «подушки безопасности», которые могут как ударить Вашего ребёнка, так и просто элементарно напугать его!

Не надо смотреть на глупых и безграмотных водителей, которые грубо нарушают правила дорожного движения, перевозящих своих детей без соблюдения требований ПДД и без соблюдения безопасной перевозки малышей в автомобиле! «Да я вот только 15 метров от дома отъехал!», «Да он (ребёнок) не хочет сидеть сзади!», «Да мы вот только до магазина и обратно!» - эти фразы водителей инспекторы ДПС ежедневно слышат от грубых нарушителей правил дорожного движения.

Можно беспечно относиться к собственной безопасности, но о жизни и здоровье детей обязан беспокоится каждый взрослый, особенно если он за рулём.

Родителям на заметку
Никогда не перевозите ребёнка на своих коленях вне зависимости от того, где вы сидите. Слишком велик риск того, что в критический момент вы не удержите малыша или придавите его собой.

Собираясь с ребёнком даже в самое короткое путешествие, позаботьтесь о том, чтобы в машине не было незакреплённых предметов. В случае столкновения они могут представлять большую опасность. Никогда не кладите вещи на заднюю полку и не размещайте багаж на заднем сиденье, не закрепив его.

Не разрешайте ребёнку находиться на заднем сиденье спиной по ходу движения машины без специальных удерживающих устройств. В случае резкого торможения ребёнок будет падать вперёд спиной и затылком, что очень опасно.
Для самых маленьких основным и самым эффективным защитным приспособлением является специальное авто кресло, сконструированное с учётом всех особенностей детского организма, индивидуально подобранное по росту и весу ребёнка и, наконец, правильно установленное в машине. Специалисты настаивают на использовании авто кресел для детей в возрасте до 8 лет даже в поездках на самые незначительные расстояния.

среда, 14 апреля 2021 г.

Вредные для детей продукты

 

Вредные для детей продукты



В этой статье приведём продукты, которые являются вредными для неокрепшей пищеварительной системы малыша. Процесс привыкания к взрослой пище не так быстр, и торопиться с рядом продуктов не стоит. А некоторые не стоит давать детям вообще.

Многие продукты не полезны и нам, взрослым, но мы едим, их не задумываясь.

К сожалению, к вредным продуктам ребенка приучаем мы сами — родители. Мы вознаграждаем детей сладким. Это мы, желая устроить малышу праздник, ведем его в фаст фуд. И мы же сами кушаем все те вредные продукты, от которых так хотим оградить своих детей.

Конечно, было бы лучше, чтобы семья пересмотрела свой рацион питания для блага будущего здоровья своих детей.

То, что полезно и необходимо детям — нам известно. А вот что вредно — об этом читайте ниже.

Пальму первенства занимают сладости — конфеты, торты, печенье. Пользы от них никакой, они не содержат витаминов и минералов, да и не стоит забывать, что сладкое отбивает аппетит к здоровой и полезной пище. Поэтому ребенку следует давать кондитерские изделия очень редко, в небольших количествах.

Сладкое, к тому же, может негативно отразится на развитии зубов.

Отдельно хочу упомянуть про шоколадные батончики. Они содержат гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. Натуральных продуктов там минимум, если есть вообще!

Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «мэйбоны», чупа-чупсы — по моему мнению, их вред не должен даже вызывать сомнений. Огромное количество сахара и его заменителей, низкопробные химические добавки, красители, загустители и прочее.

Глазированные сырки — покупая их, мама думает, что они детские и подходят для малышей. Но состоят они из калорийного творога, консервантов, не говоря уже о начинке — повидла или сгущенки и шоколадной оболочки, которые не совместимы с творогом по пищевым правилам. В некоторые добавляют растительный жир, вместо молочного, также добавляют добавку трансизомер жирных кислот, которая может спровоцировать риск сердечно-сосудистых заболеваний. До 5 лет их лучше не давать вообще.

Не стоит давать детям и консервированные продукты. Это относится и к консервированной кукурузе, огурцам, помидорам, фасоли, зеленому горошку.

По сути, консервы — это мертвые продукты. Мясные и рыбные консервы содержат в себе много соли, красителей и консервантов. Консерванты вступают в реакции с продуктами, вызывая изменение их состава. Так что стоит избегать консервацию в рационе детей, даже если эти продукты домашнего консервирования.

В консервах нет полезных веществ, потому что перед попаданием в банку, продукты проходят тщательную тепловую обработку, теряя свои полезные вещества. От консервов ребенка может пучить, могут возникнуть проблемы со стулом. При частом употреблении они могут привести к заболеваниям почек, желудка, печени. Предлагать консервированные продукты ребенку можно не раньше семи лет и в мизерных количествах!

Газированная вода — помимо сахара в газировке содержится множество химических красителей и ароматизаторов, которые просто «убивают» пищеварительную систему человека. Да и сами газы, которыми насыщается газировка, несут огромный вред детской пищеварительной системе.

Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем отправлять такую жидкость в желудок, способную растворят накипь, пластмассу....

Ко всему прочему газированные напитки очень сладкие, и равноценны 4-5 ложкам сахара на стакан воды, жажду они не утоляют совершенно.

Пища из фаст-фуда — целый набор вредностей, из насыщенных жиров и углеводов, синтетических добавок и заменителей.

Чипсы, сухарики, снэки просто кричат о своей вредностьи. При производстве этих продуктов используется много жира и химии, не избежали они и консервантов. Так же ничего хорошего не принесет поедание картофеля фри.

Кукурузные палочки. Особенно вредным этот продукт, конечно, назвать нельзя. Скорее, более подходящим определением для него будет слово «бесполезный». НО! производители добавляют в кукурузные палочки не только обычные сахар и масло, но также и различные ароматизаторы, красители и вкусозаменители, а вот на них может развиться аллергия — особенно это касается совсем маленьких детей, которых мамы привыкли баловать этим вкусным лакомством

Кроме всего прочего, кукурузные палочки могут вызвать повышенное газообразование и как следствие этого — метеоризм.

Вареные и копченые колбасы, мясные и рыбные деликатесы из-за своей насыщенности разными специями и добавками вредны для детского организма. Они содержат тяжелые для пищеварения жиры — сало, нутряной жир, свиная шкурка, в них добавляют ароматизаторы, заменители вкусов, красители. В колбасе содержится много соли и раздражающих веществ, которые пагубно влияют на пищеварительные и выделительные органы, также они сильно закисляют кровь. Около 80% сосисок, колбас, сарделек состоят из трансгенной сои. Мало того, неизвестно из какого мясо были сделаны сосиски и колбасы.

Если все-таки мамы хотят кормить детей сосисками, то нужно покупать только те, которые изготовлены специально для малышей. И обязательно стоит изучить состав продукта

Так же вредно и жирное мясо. Жиры приносят в организм холестерин, который забивает сосуды, чем ускоряет старение и повышает риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Полуфабрикаты, без сомнения, являются находкой для мамы. Их приготовление не занимает много времени, только разогреть. Многие мамы даже не догадываются, что такая еда совсем не подходит для маленького ребенка. Пельмени — это тесто с мясом, которое для пищеварительной системы ребенка является тяжелым продуктом. Готовые котлеты, обжаренные на масле, содержат большое количество жира и румяную корочку, которая очень трудно и долго будет перевариваться желудком. Также при жарке замороженных продуктов образуются канцерогенные вещества, способствующие возникновению онкозаболеваний.

Полуфабрикаты нельзя давать детям ни в каком возрасте, лучше приготовить паровые котлеты или фрикадельки. Естественно, приготовленные самой.

Следующий продукт — грибы. Сами по себе они трудноусвояемый продукт, который не усваивается организмом, так еще и вдобавок современная экологическая обстановка делает их опасными, они впитывают из окружающей среды вредные вещества.

Майонез, кетчуп. Приготовленный в домашних условиях и используемый, образно говоря, по граммам, особого вреда нашему организму не принесет. Но мы покупаем фабричный. Майонез очень калорийный продукт, кроме этого содержит огромное количество жиров и углеводов, а также красители, подсластители, заменители и так далее. К числу вредных продуктов относится не только майонез, но и кетчуп, различные соусы и заправки, в широком ассортименте представленные на прилавках наших магазинов. К сожалению, натуральных продуктов там нет, а вот содержание красителей, заменителей вкусов и ГМО продуктов в — в полной мере.

Морепродукты— красная и черная икра, креветки, омары, кальмары, морская капуста, мидии и прочие являются сильными аллергенами. Бесспорно, они очень питательны, но не полезны для маленьких детей. В них холестерин достигает от 1,5 до 14%, в соленых морепродуктах содержится поваренная соль (хлористый натрий), которая неблагоприятно может сказать на водно-солевом и жировом обмене веществ.

Ко всему прочему, морепродукты могут вызвать отравление, так что, стоит не давать их до 5-7 лет.

Можно назвать следующие продукты не пригодными для питания вообще:

· лапша быстрого приготовления,

· растворимые супчики,

· растворимые картофельные пюре,

· растворимые соки типа «Юпи» и «Зуко».

Кроме химии в них нет ничего.

Правила поведения на природе для детей

 Правила поведения на природе для детей

Самое загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии. Особенно чутко природу воспринимают дети – многообразие, яркость и живописность окружающего мира оказывают воздействие на все органы чувств малышей.

Мир природы оставляет в детских сердцах незабываемые впечатления, а насыщенные краски, неожиданные встречи, и величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные малыши нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, дети могут навредить не только природе, но и самим себе. Потому крайне важно объяснять мальчишкам и девчонкам правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.

Главные правила безопасности на природе

 

У малышей любимый вариант знакомства с окружающим миром – засовывание в рот всего, что попадается в руки. А потому объекты живой природы могут стать причиной опасности. Стоит объяснить крохам, что нельзя пробовать встречающиеся ягоды, не показав их взрослым. То же касается и других даров природы.

Детям постарше следует рассказать о том, как правильно перемещаться по лесу: нельзя носиться, сломя голову, ведь споткнувшись о случайный камень или корень можно серьезно пораниться
.

Советы родителям

 

Непосредственно соприкасаясь с природой, её хрупкой красотой, дети лучше осознают, как важно беречь эту удивительную среду, учатся быть добросовестными хозяевами нашей замечательной планеты. Можно рассматривать тонкую паутинку, любоваться переливающимися крыльями стрекоз, пробовать ароматную лесную землянику. 

Взрослым, однако, увидев, что малыши заняты увлекательным занятием, не стоит расслабляться. Восторг от свободы и разнообразия может стать причиной травм. Поэтому очень важно перед вылазкой за город напомнить детям правила поведения в природе, объяснить, что разрешено и запрещено.

6 главных можно и нельзя

 

Можно делать вместе со взрослыми

Нельзя делать

Подходить к водоемам

Убегать от взрослых

Играть в воде

Заходить далеко в лес

Подходить к открытому огню

Бросать мусор

Собирать букеты

Бесцельно рвать цветы, траву

Собирать ягоды и орехи

Пробовать сырые грибы, незнакомые плоды

Рассматривать муравейники

Брать в руки представителей фауны

 Полезно объяснить детям, что все живые существа вправе жить и расти. А потому нельзя убивать насекомых, портить ягодные кустарники и грибы, даже ядовитые. Каждое растение и животное – важная часть экосистемы, лишение одного представителя флоры или фауны может негативно отразиться на природе.

Поведение на природе людей весной, летом, осенью и зимой

 

Соблюдение лесных заповедей не зависит от времени года. Нормы поведения в среде обитания удивительных животных, насекомых и растений так же обязательны, как правила гигиены и этикета.

 

 

Правила на природе – памятка 

 

Время года

Нельзя

Весна

·        рвать первоцветы;

·        разорять птичьи гнезда;

·        выжигать прошлогоднюю траву.

Лето

·        обрывать паутину и убивать пауков;

·        стараться поймать бабочек, пчел, стрекоз;

·        собирать ягоды и грибы, с которыми раньше не был знаком.

Осень

·        поджигать сухие листья и траву;

·        сбивать грибы.

Зима

·        задевать и ломать хрупкие ветки;

·        пугать лесных обитателей.

В любое время года

·        повреждать кору деревьев;

·        оставлять непотушенные костры;

·        шуметь;

·        ломать побеги кустарников и ветви деревьев;

·        ловить зверьков, птиц, уносить их домой;

·        оставлять мусор.

воскресенье, 14 марта 2021 г.

Ребенок не понимает слово «нельзя»: что делать?

 Ребенок не понимает слово «нельзя»: что делать?

Сегодня мы поговорим о подросших детках, старше года. Их поведение меняется, родители познают вместе с ними много нового и интересного. Вместе с тем появляется и первое непонимание, и трудности в выстраивании границ поведения.

Часто вы мне пишите и спрашиваете — как объяснить ребенку слово «нельзя» и что делать, если ребенок его не слышит и упрямо продолжает делать свое. В статье как раз и расскажу, что делать, если ребенок не понимает слово «нельзя».

Особенности возраста

Поведение ребенка связано с его развитием. В каждом возрасте есть свои особенности, которые мы сейчас и разберем:

  1. Ребенок  осознает себя отдельной личностью.

Возраст от года до трех — это новый, интересный период в жизни ребенка, когда созревают различные отделы головного мозга, расширяются физические возможности.

Это возраст, когда маленький человек осознает себя отдельной личностью. До этого он считал себя с мамой единым целым, был уверен, что они вместе навсегда и никогда не расстанутся.

В промежуток от 1 до 3 лет малыш понимает, что мама и он — отдельные личности. В этот период малыш становится маминым хвостиком, который следует за ней повсюду: в ванную комнату, в туалет, на кухню.

Читайте также интересную статью Сепарационная тревога: ребенок не отпускает маму ни на шаг>>>

Если вдруг мама ушла в другое помещение и закрыла дверь, то ребенок устроит истерику, будет кричать, громко плакать и сделает все, чтобы она поскорей вышла оттуда.

Это понимание того, что мама отдельно, она может исчезнуть, я ней уже не управляю.

Подробнее о таком поведении, как на него реагировать, как правильно уходить от ребенка, чтобы не травмировать его, смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи! Как расставаться с ребенком без слез и истерик>>>

  1. Активная проверка границ ребенком

В период от 1 до 3 лет ребенок проверяет границы: что можно, а что нельзя, что будет, если сделать так, а не иначе.

Взрослым кажется, что это все очевидно, что нормы и запреты общества заложены ребенку с рождения. На самом деле, все это не так — ребенок учится понимать, что можно, а что нет, в семье и на своем опыте.

  1. Большой исследовательский интерес

Представьте себе маленького человека, который понял, чтобы достать какой-то интересный предмет для удовлетворения своего интереса, ему вовсе не нужен взрослый.

Ребенок просто может подойти и взять яркую игрушку в углу комнаты, залезть на стул, чтобы достать интересный предмет на полке.

Это заставляет ребенка исследовать всю квартиру, детскую площадку, заинтересованно вести себя на улице. Это норма.

Читайте также Безопасность ребенка на улице>>>

  1. Ребенок не способен предвидеть последствия поступков

Проблема развивающегося исследовательского интереса в том, что малыш еще не может предвидеть последствия поступков.

Взрослый это может сделать только благодаря накопленному жизненному опыту. У ребенка такой возможности нет. Когда он втыкает вилку в розетку, то, конечно же, не знает, к каким последствиям это приведет.

Читайте также полезную статью Маленький ребенок не боится опасности>>>

Почему ребенок не понимает ваши запреты?

Родители всегда должны находиться на чеку, рядом, чтобы рассказать и объяснить своему малышу как себя вести в той или иной ситуации:

  • Зачастую родители на автопилоте несколько раз громким тоном повторяют слово «нельзя», или другие фразы: «Я сказала нельзя», «Ваня, отойди, я сказала нельзя!».

Это происходит большое количество раз за день. Попробуйте для эксперимента посчитать, какое количество раз за сутки говорите ребенку слово «нельзя!».

  • Родители произносят слово «нельзя» автоматически — им так удобно, не нужно задействовать мозг и придумывать альтернативу.

Нет дозволенного, все нельзя, ребенок теряется, не понимает: а что же тогда можно? Программа получает блок, и ребенок находится в ступоре.

Из-за этого, не обращая внимания на родительские запреты, малыш продолжает заниматься своим делом, закатывает истерику, начинает кричать и ругаться либо проявляет агрессию. Происходит это потому, что ребенку не дали альтернативу.

Читайте также интересную статью Как мы учим детей нас не слушаться>>>

  • Много запретов – мало разрешений.

В некоторых семьях бывает так, что вся квартира находится под запретом. Давайте будем честными, в условиях городской квартиры, в ограниченном пространстве для ребенка и так мало занимательного, интересного и развивающего.

При этом родители еще запрещают открывать дверцу шкафа, трогать кота, залезать на диван, брать ручку, телефон или пульт со стола. В итоге получается тотальное «нельзя».

  • Непоследовательность в запретах

Такое поведение приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать слово «нельзя».

Например, мама говорит: «нельзя», а папа приходит с работы и решает, что можно: «Вот пульт бери, почему нельзя?» Это приводит к тому, что ребенок начинает игнорировать запреты или теряется, не понимая: так, все-таки, можно или нельзя?

  • Несогласованность в мнениях родителей

В некоторых принципиальных вопросах у родителей нет единого мнения. Например, давать ли конфету перед обедом, можно ли есть сахар, можно ли перед сном смотреть мультфильмы.

Как запретить, чтобы понял?

Как запретить малышу, чтобы не прибегать к физическим наказаниям или крику? Как донести до маленького человека нужную информацию?

Слово нельзя эфемерно для ребенка. Когда мы говорим ему, что пульт брать нельзя, а он подошел и взял, то ребенок осознает, что мама сказала неправду: «Почему нельзя брать пульт? Вот я подошел и спокойно взял его».

На самом деле это возможно физически. Это очень сильно обесценивает значение слова «нельзя».

Нельзя для маленького человека — это то, что невозможно сделать физически. Например: нельзя достать луну с неба, нельзя отодвинуть шкаф, как бы ты его не толкал, даже при помощи взрослых — это невозможно.

Родителям важно расширить лексикон и заменить непонятное для ребенка слово «нельзя» другими более доступными.

Слово сопровождать действием!

Если постоянно повторять: нельзя, нельзя, нельзя… родительская речь превращается в фоновое радио, которое постоянно что-то говорит.

А когда вы что-то запрещаете ребенку, но при этом подходите к нему, берете на руки, переключаете внимание на другой предмет — это в корне меняет ситуацию.

При необходимости действия повторяют несколько раз, иногда и многократно. Ребенок со временем поймет, что сюда подходить не стоит, поскольку результат всегда один и тот же.

Это часть основных рекомендаций о том, как правильно создавать работающие запреты и научить ребенка их соблюдать.

Подробнее о запретах смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

Это курс о сохранении добрых отношений с ребенком, но при этом соблюдении вашей разумной родительской позиции и авторитета.

Счастливого материнства!

Кормим детей правильно: сбалансированное питание от А до Я

 Кормим детей правильно: сбалансированное питание от А до Я

Детский организм непрерывно растет и развивается, и чтобы все биологические процессы протекали в нем правильно, важно обеспечить поступление достаточного количества питательных веществ вместе с пищей.

Рассмотрим универсальные принципы сбалансированного питания для детей, соблюдая которые, Вы сможете укрепить здоровье ребенка и удовлетворить потребности растущего организма.

Какие продукты стоит включить в детское меню?

Ежедневный рацион ребенка должен полностью удовлетворять его потребности в белках, углеводах и жирах, а также витаминах и микроэлементахИменно поэтому меню должно быть разнообразным и четко спланированным:

  • Белки – строительный материал для всего организма.
  • Пищевые волокна – нормализуют работу пищеварительного тракта, помогают формировать каловые массы, сорбируют и выводят метаболиты.
  • Жиры – обеспечивают правильное функционирование нервной системы.
  • Витамины и минералы – укрепляют иммунитет, помогают предупредить различные болезни.
  • Вода – помогает организму очиститься от токсинов, усвоить растворенные питательные вещества.

Пищевая пирамида для ребенка

    • Полезные углеводы (макароны, картофель, цельнозерновые злаки, каши) являются основой рациона ребенка, и составляют 40% от всего объема потребляемых в сутки продуктов.
    • Далее идут овощи и фрукты, на которые приходится порядка 35% продуктов.
    • Следующее "кольцо" пищевой пирамиды – белки, которых должно быть не менее 20% от детского дневного рациона. К белковой пище относят мясо, рыбу, молоко и кисломолочные продукты.
    • Замыкают пищевую пирамиду полезные жиры и сладости – их в детском рационе должно присутствует не более 4% от суточного объема пищи.

Принципы ПП для детей

  • Родителям важно понимать, что правильное питание – это не диета, а грамотно составленное ежедневное меню, обеспечивающее поступление всего комплекса полезных веществ в организм ребенка.

    При разработке рациона для ребенка на каждый день следует руководствоваться такими правилами:

    1. Старайтесь, чтобы ребенок ел не менее 4 – 5 раз в сутки в одно и то же время, причем как в будние, так и в выходные дни.

    2. Калорийность блюд, в зависимости от возраста ребенка, составляет 1300 – 1800 ккал в сутки:

    • на завтрак приходится примерно 25% ккал,
    • на обед – 35 – 40%,
    • на ужин – 25%,
    • на перекус и полдник – 10 – 15%.

    3. Порции блюд должны быть небольшими, но при этом хорошо утолять голод: оптимально – 250 – 300 г основного блюда, 20 – 30 г хлеба и 200 мл напитка.

    4. Следите, чтобы в организм ребенка ежедневно поступало сбалансированное и достаточное количество белков, углеводов и жиров.

    5. Включайте в рацион максимально полезную и натуральную пищу, минимизируйте употребление продуктов с пищевыми добавками, консервантами, красителями.

    6. Готовьте блюда на пару, отваривайте и запекайте, чтобы сохранить в ней максимум пользы.

    И еще несколько полезных советов, которые помогут составить сбалансированное меню для Вашего ребенка:

    • Старайтесь готовить свежую пищу перед каждым ее приемом. Так Вам удастся сохранить максимум питательных веществ в продуктах.
    • Покупайте только свежие и качественные продукты. Обязательно обращайте внимание на сроки годности и состав, не кормите ребенка продуктами с добавлением красителей, пищевых добавок, консервантов.
    • Соблюдайте все циклы технологической обработки продуктов, чтобы сохранить в них максимум витаминов и минералов.
    • Если ребенок посещает дошкольное учреждение, интересуйтесь, что он ел на протяжении дня. Так Вы сможете дополнить его рацион недостающими веществами.
    • Особое внимание стоит уделить составлению меню для детей, которые посещают спортивные секции. Из-за повышенных энергетических затрат количество углеводов и белков в их рационе следует увеличить.
    • Не стоит полностью исключать из рациона ребенка сахар, даже если Вы сами от него отказались. Глюкоза для детского организма крайне важна, ведь на протяжении дня дети ведут себя очень активно. Из-за дефицита глюкозы у них может развиться гипогликемический синдром, проявляющийся липким потом, раздражительностью, обмороком. Однако помните, что сладкое можно и нужно употреблять в меру.
    • Если ребенок ест мало, не спешите его кормить силой. Если при этом он имеет хорошее самочувствие и развивается в соответствии с возрастом, значит потребляемых с пищей веществ ему вполне достаточно.

суббота, 13 февраля 2021 г.

«Как отвечать на детские вопросы?»

 Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут на

них готовые ответы. Как же правильно отвечать на детские

вопросы? Давайте разберемся вместе.

- Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них.

Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что

заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

- Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте

при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

     - Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и

побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

     - Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая

на его вопрос встречными: «А ты как думаешь?»

     - В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за

окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе

иллюстративный материал.

     - Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте

чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям.

   - Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных не

доступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать:

   « Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое

узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос».

    -  По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и

рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

     - Помните, ответы на детские вопросы очень важны для ребенка и сильно

влияют на его развитие и знания, старайтесь не давать готовую информацию,

а подсказывать, где можно найти ответы и ищите их вместе!

ЗАСТЕНЧИВЫЕ ДЕТИ – ПЛОХО ЛИ ЭТО?


Застенчивость одна из самых сложных и распространенных проблем

межличностных отношений. Она порождает целый ряд весьма существенных

трудностей в отношениях с людьми. Застенчивым людям сложно

знакомиться, в ходе общения они испытывают отрицательные

эмоциональные состояния, имеют сложности в выражении своего мнения,

отличаются излишней сдержанностью, не умеют себя подать, скованны в

обществе людей и пр.

Как и у большинства психологических проблем, эта особенность своими

корнями уходит в детство. Согласно проведенным наблюдениям у многих

детей застенчивость появляется уже в трехлетнем возрасте и может

сохраняться все дошкольное детство. Почти все детки, которые вели себя

застенчиво в возрасте трех лет, сохранили это качество до школы.

Выраженность застенчивости на протяжении дошкольного периода

претерпевает изменения. В младшем дошкольном возрасте она проявляется

слабее всего, на пятом году жизни резко возрастает и вновь сокращается к

семи. На пятом году жизни возрастание застенчивости имеет характер

возрастного феномена. Появившись в этот период, это качество может

остаться устойчивой чертой личности омрачая и усложняя жизнь человека.

Крайне важно распознать эту черту вовремя и остановить ее развитие.

У застенчивых детей в поведении, как правило, отражается борьба

противоположных тенденций: с одной стороны ребенок, желает подойти к

взрослому незнакомому человеку, и даже начинает движение к нему, однако

по мере приближения шаги замедляются и ребенок останавливается, обходит

человека стороной или возвращается назад. Подобное поведение называют

амбивалентным.

Во время общения с посторонними или при встрече с новыми

обстоятельствами ребенок испытывает острый эмоциональный дискомфорт.

Его признаки проявляется в неуверенности, робости, напряжении,

выражении страха или тревоги. Дети боятся любых публичных выступлений,

их пугает даже необходимость отвечать на вопросы воспитателя или

педагога на занятиях.

Эти особенности без труда можно увидеть, наблюдая за поведением ребенка.

Детей, у которых они слишком часто проявляются, особенно в безопасных

ситуациях относят к группе застенчивых.

Анализ показывает, что таких детей отличает высокая чувствительность к

оценке взрослого (как ожидаемой, так и реальной). У застенчивых ребятишек

наблюдается обостренное ожидание оценки и восприятие. Удача успокаивает

и вдохновляет их, однако малейшее замечание вызывает замедление


деятельности и новый всплеск смущения и робости. Ребенок ведет себя

крайне застенчиво в тех ситуациях, в которых ожидает неуспеха. В случаях

затруднения он нерешительно смотрит в глаза взрослому, стесняясь

попросить помощи. Время от времени, преодолевая внутреннее напряжение,

робко улыбается, слегка ежится и тихо говорит: «Не получается». Он

одновременно неуверен в положительной оценке взрослого и правильности

собственных действий. Застенчивость проявляется в желании привлечь к

себе внимание с одной стороны и боязнь оказаться в центре внимания,

выделиться среди сверстников, с другой. Эта особенность очень ярко

проявляется при первой встрече ребенка со взрослым, а также в начале

совместной деятельности.

Все затруднения в общении ребенка с другими людьми тесно связаны с

восприятием отношения других и его отношением к себе. Ожидание

критического отношения со стороны взрослых определяет его смущение и

робость. Это особенно заметно при общении с малознакомыми или

незнакомыми людьми, чье отношение к нему неизвестно. Не решаясь

открыто получить поддержку, дети прибегают к весьма своеобразному

способу усиления своего Я, принося с собой на занятие любимую игрушку,

которую прижимают к себе в случае затруднения. Неизвестность оценки

взрослого практически парализует ребенка; поэтому он всеми силами

старается избежать этой ситуации, или переключить внимание собеседника

на что-то другое.

Стоит отметить, что уровень умственного развития таких детей ни в чем не

уступает сверстникам. Очень часто застенчивые дети справляются с

заданиями гораздо лучше их незастенчивых ровесников. Однако в случае

отрицательной оценки или неудачи в достижении результата менее

настойчивы. Для этих детей характерно чрезвычайно острое переживание

оценки взрослого, особенно если она отрицательна зачастую парализующее и

общение, и практическую деятельность ребенка. Незастенчивый ребенок в

подобной ситуации устремляется к активному поиску ошибки и старается

привлечь внимание взрослого, застенчивый же дошкольник опускает глаза,

внешне и внутренне сжимается, испытывая чувство вины за неумелость, и

обратиться за помощью не решается.

Подведем итог. Застенчивый ребенок, стремится к общению с другими

людьми, доброжелательно относится к ним, с одной стороны. Тогда как с

другой не решается проявлять свои потребности и себя. Причина подобных

нарушений заключается в характере отношения ребенка к себе самому.

Ребенок имеет довольно высокую самооценку, считает себя очень хорошим,

и в то же время сомневается в доброжелательном отношении других,

особенно незнакомых людей. Неуверенность застенчивого ребенка

блокирует его инициативу, не дает возможности удовлетворять имеющиеся

потребности в полноценном общении и в совместной деятельности в полной

мере.


Он слишком остро переживает. Повышенная тревога часто заслоняет

содержание и общения и совместной деятельности. Уважение и признание

выступают в качестве главных, заслоняя собой деловые и познавательные

интересы, препятствуя реализации способностей и общению. Мучительное

переживание своего собственного Я, своей уязвимости постоянно сковывает

ребенка, не давая ему возможности выразить свои переживания, открыто

проявить свои, зачастую превосходные, способности. Однако в тех

ситуациях, когда ребенок отвлекается и «забывает о себе», он такой же

общительный и открытый, как его незастенчивые ровесники.