воскресенье, 20 ноября 2022 г.

«Первые уроки нравственности для детей раннего возраста»

 Представление о нравственности, как о системе требований, которые определяют обязанности человека по отношению к другим людям, еще не знакомо ребенку 2-3 лет. Так не рано ли разговаривать о моральном воспитании малыша в данном возрасте? Нет, не рано, поскольку любой малыш этого возраста сумеет ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Когда ребенок совсем мал, то разговор о нравственности через несколько лет может просто оказаться запоздалым.

Задатки тех личностных качеств малыша, о которых следует задуматься уже сегодня - доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности. И, конечно, элементарные представления малыша о своем доме, улице, городе, которые в последствии лягут в основу его представления о Родине.

В определенном смысле «нравственное лицо» каждого 3-летнего малыша может немало рассказать незнакомому человеку. Достаточно внимательно присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть какие из родительских зерен дали всходы, какие даже не «проклюнулись», а какие не сеялись вовсе. Нравственная воспитанность ребенка раннего возраста как бы подводит итог тому, что вложили в него родители за три года его жизни, это своеобразный апофеоз всех воспитательных усилий взрослых!

В двух - трехлетнем возрасте у малышей пробуждается интерес к другим детям.

Что же мы будем иметь в виду, когда станем пользоваться по отношению к самым маленьким нашим детям понятием "нравственность". Когда на прогулке ваш малыш засмотрелся на играющих детей : перестал играть и, не отрываясь, наблюдает за играющими. Конечно, желание играть со сверстниками не появляется само по себе. Вероятно, к этому возрасту вы воспитывали у своего малыша любовь к другим детям - отзывались о них по - доброму, хвалили их в его присутствии, приучали к тому, что добрый человек должен поделится игрушкой с другими. И ваши доброжелательные высказывания оставили в душе ребенка свой след. Теперь он не просто засматривается на других детей, но и проявляет совершенно определенную готовность общаться с ними. Помогите малышам познакомиться, поощрите желание ребёнка поделиться игрушками для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь их успехам.

Доброжелательное отношение 2-3-летнего малыша к сверстникам - важное нравственное умение, которое родители должны формировать и развивать, потому что умение сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребностям. Общение со сверстниками обогащает опыт общения ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.

Хорошо, если ваш ребенок будет часто общаться с малышами на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.

Нужно ли наказывать малыша? Принимая то или иное решение, помните, что наказание ребенок никогда не должен воспринимать как проявление родительского раздражения и власти над ним. Если вы уже наказали малыша (естественно, не физически, то он должен воспринимать его как результат своего плохого поведения. Наказание маленького ребенка в частности, вопрос очень сложный. Никто не станет спорить, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в порицании ребенка. Но оно должно быть выражено лишь словесно и эмоционально неодобрительным словом, взглядом, нежеланием общаться, но ни в коем случае не шлепать ребенка, ставить в угол, лишать сладости и чего-то другого.

Заботясь о нервной системе малыша, нужно с первых лет воспитывать правдиво, без хитрости и обмана. Иногда родители прибегают ко лжи как к спасению.

Например«Съешь кашу, куплю тебе машинку» и т. д. Но игрушку вы не покупаете и у ребенка формируется представление о лжи, как о допустимом в общении людей форме поведения. А это чревато серьезными последствиями в скором будущем.

Еще одним компонентом нравственного воспитания малышей является бережливое отношение к природе. Общаясь с близкими взрослыми, ваш малыш научается бережно относиться к окружающей природе. Взрослым необходимо поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. С ребенком можно вместе полить цветы, покормить рыбок, накрошить птичкам крошек, взрыхлить землю возле кустарников. Необходимо рассказать ребенку правила бережного отношения к природе - не рви, не топчи, не ломай, не порть без нужды, не мучай, не сори. Если это ребенок усвоит с раннего возраста, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.

В этом возрасте необходимо приучать ребенка к труду. Труд-это источник нравственного воспитания человека. Нельзя рассчитывать на то, что завтра мы воспитаем в ребенке трудолюбие, нужно начинать уже сегодня. Ребенок в этом возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у вашего трехлетнего малыша есть готовность и желание помочь вам, выполнить элементарное трудовое поручение без вашей помощи, дорожите ею! Никогда не говорите ему«Ты еще маленький, вот подрастешь, тогда.» Он не умеет ждать серьезного завтра, когда, наконец, ему доверят что-то. Поэтому пусть он растет, понемногу приобретая трудовые навыки и умения, доступные для его возраста.

В желании вашего ребенка прийти вам на помощь, когда она требуется, выражена привязанность малыша к родителям, стремление действенно продемонстрировать ее. Появление такого желания - показатель хорошего нравственного развития ребенка раннего возраста. Очень важно, чтобы к концу третьего года жизни ребенок понимал, что любить своих родителей - это прежде всего заботиться о них, проявлять послушание, умение делать приятное. Показывайте малышу на личных примерах в чем выражается ваша любовь к нему, к другим членам семьи, приобщайте к заботе о каждом из них.

Комментариев нет:

Отправить комментарий